Автомобильные подъемники — специализированное оборудование, без которого невозможно представить эффективную и полноценную работу шиномонтажных центров и станций технического обслуживания. Устройства также востребованы в гаражах и частных мастерских, поскольку значительно упрощают работу механиков и мастеров, обеспечивая удобный доступ к узлам и агрегатам машины, ускоряя ремонт и повышая безопасность.
Автомобильные подъемники отличаются не только техническими характеристиками, но и конструкцией. Каждый вид имеет свою сферу применения, особенности, условия эксплуатации. Именно поэтому при выборе конкретного варианта оборудования важно учитывать, для каких задач оно приобретается.
В этой статье расскажем, какие виды автомобильных подъемников бывают, разберем преимущества и недостатки каждого, дадим полезные рекомендации по выбору.

Двухстоечный автомобильный подъемник в автосервисе | Источник: Gemini
Что такое автомобильные подъемники и их классификация
Автомобильные подъемники — это специализированное оборудование, предназначенное для подъема транспортных средств с целью проведения ремонта, технического осмотра и шиномонтажных работ. Устройства незаменимы на СТО, в шиномонтажных мастерских, частных гаражах. Дают удобный доступ к различным узлам автомобиля и повышают эффективность обслуживания.
В зависимости от конструкции автомобильные подъемники бывают двухстоечные, четырехстоечные, с нижней или верхней синхронизацией, ножничные. По типу привода оборудование классифицируется на электромеханическое, электрогидравлическое и пневматическое.
При выборе подходящего варианта устройства важно учитывать задачи и условия эксплуатации. Если, например, для шиномонтажа подойдет компактный ножничный подъемник, то для полноценного обслуживания лучше сразу приобрести двух- или четырехстоечные установки. Понимание особенностей каждого вида является важным шагом при оснащении автосервиса или гаража.

Ножничный автомобильный подъемник в автосервисе | Источник: Gemini
Виды подъемников по конструкции
Подъемники могут иметь две и четыре стойки, верхнюю и нижнюю синхронизацию. Также активным спросом у покупателей пользуются ножничные установки. Об особенностях, возможностях, плюсах и минусах каждого типа расскажем более подробно.
Двухстоечные
Двухстоечный автоподъемник состоит из двух вертикальных стоек, закрепленных на фундаменте, между которыми располагается поднимаемое авто. Основные узлы конструкции: стойки с направляющими, подъемные каретки с лапами, фиксирующими транспортное средство за опорные точки кузова, синхронизирующий механизм (верхняя или нижняя траверса, канаты или цепи), привод — чаще всего электрогидравлический или электромеханический и система безопасности (фиксаторы, датчики блокировки).
Оборудование работает по следующему принципу: машина устанавливается так, чтобы лапы упирались в заводские точки подъема кузова. После фиксации включается привод, и каретки синхронно перемещаются вверх по стойкам, приподнимая авто. При опускании срабатывает система блокировки, которая обеспечивает плавное и безопасное движение.
Двухстоечные подъемники используются для комплексного обслуживания техники (двигателя, коробки, подвески, выхлопной системы), ремонта ходовой части, шиномонтажных работ, диагностики и осмотра. Устройства востребованы в сервисах и на СТО, где требуется универсальное решение для легковых и легких коммерческих автомобилей.
- универсальность: подходит для большинства работ;
- компактность в сравнении с четырехстоечными моделями;
- удобный доступ ко всем узлам автомобиля снизу;
- высокая грузоподъемность — от 3 до 5 тонн и более.
- требуют надежного бетонного основания для монтажа;
- при неравномерной нагрузке возможен перекос;
- менее устойчивы для тяжелых внедорожников и микроавтобусов, чем четырехстоечные модели.
Четырехстоечные
Четырехстоечный подъемник состоит из четырех массивных стоек, соединенных рамой, на которой установлены подъемные платформы или рельсы для заезда автомобиля. Комплектуется синхронизирующей системой, приводом — в большинстве случаев электрогидравлическим, устройствами блокировки и безопасности с механическими фиксаторами и датчиками.
Работает по такому принципу: транспортное средство заезжает на подъемник и фиксируется упорами колес. После включения привода платформы равномерно поднимаются на нужную высоту, создавая устойчивое положение машины. При опускании срабатывают блокировочные механизмы, предотвращающие внезапное падение.
Четырехстоечные подъемники незаменимы при обслуживании и ремонте внедорожников, микроавтобусов, малотоннажных грузовиков, других тяжелых ТС. Их используют, когда нужно отрегулировать угол установки колес (сход-развал), выполнить кузовные и диагностические мероприятия.
- высокая устойчивость и надежность;
- подходят для автомобилей большой массы и габаритов;
- удобство при регулировке сход-развала;
- меньше требований к фундаменту, чем у двухстоечных моделей.
- занимают больше места в мастерской или гараже;
- ограниченный доступ к колесам и подвеске (для ремонта их нужно дополнительно поддомкрачивать);
- стоимость выше, чем у двухстоечных моделей.
Подъемники с нижней синхронизацией
Подъемники этого типа имеют синхронизирующий механизм, расположенный внизу между стойками. Связь между каретками обеспечивается стальным тросом или цепью, проложенными в напольном канале.
Основные элементы оборудования:
две стойки с направляющими;
подъемные каретки с лапами;
нижняя траверса или канал для размещения тросов и гидравлических шлангов;
привод — электромеханический или электрогидравлический;
защитные накладки для перекрытия канала в полу.
Автоподъемники с нижней синхронизацией работают так: при включении привода одна из кареток начинает подъем, и за счет системы тросов или гидроцилиндров движение синхронно передается второй стойке. Нижняя синхронизация гарантирует равномерное поднятие ТС, но требует свободного пространства на полу.
Средняя грузоподъемность устройств составляет от 3 до 5 тонн. Этого достаточно для большинства легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта. Однако использование для очень тяжелых машин, например, SUV премиум-класса, микроавтобусов или малотоннажных грузовиков, ограничено.
Подъемники с нижней синхронизацией подходят для сервисных центров с низкими потолками, так как сверху нет балки, обслуживания легковых и легких коммерческих машин, ремонтных работ, где важен свободный доступ к крыше авто, допустим, установка багажников, антенного оборудования.
- отсутствие верхней балки — можно работать с высокими машинами;
- удобство при монтаже в помещениях с ограниченной высотой;
- надежная синхронизация движения стоек.
- наличие канала или траверсы в полу затрудняет проезд и передвижение;
- монтаж сложнее и требует подготовки пола.
Подъемники с верхней синхронизацией
В этих моделях синхронизирующий механизм расположен в верхней части — между стойками проходит траверса с тросами или цепями. Через нее осуществляется равномерное перемещение подъемных кареток. Основные элементы конструкции:
две стойки с направляющими;
подъемные каретки с лапами;
верхняя траверса, в которой проходят тросы и кабели;
привод — электромеханический или электрогидравлический;
система безопасности с механическими фиксаторами.
Принцип работы оборудования таков: после фиксации машины лапами подъем включается через привод. Каретки синхронно перемещаются вверх по направляющим, а верхняя траверса обеспечивает равномерность движения.
Средняя грузоподъемность подъемников с верхней синхронизацией составляет 3–5 тонн, что делает их универсальными для обслуживания легковых авто, кроссоверов и коммерческого транспорта. Существуют усиленные модели для транспортных средств массой до 6 тонн.
Оборудование востребовано при проведении диагностики и ремонта подвески, коробки передач, двигателя, шиномонтажных и сервисных мероприятиях, обслуживании автомобилей средней и большой массы. Чаще всего применяется в профессиональных автосервисах благодаря надежности и удобству эксплуатации.
- полностью свободный пол между стойками, удобный для проезда тележек и перемещения инструмента;
- высокая надежность и равномерность подъема;
- меньше риск попадания грязи и влаги в механизм синхронизации.
- ограничение по высоте — верхняя траверса уменьшает полезное пространство, что затрудняет обслуживание высоких автомобилей;
- монтаж требует помещения с высоким потолком.
Ножничные
Ножничные подъемники получили свое название благодаря механизму подъема — платформы поднимаются и опускаются за счет рычажных конструкций, напоминающих ножницы. Основные элементы оборудования:
платформа для установки автомобиля (колесная или лаповая);
рычажный (ножничный) механизм;
гидравлические цилиндры или электромеханический привод;
система фиксации и защиты от падения;
основание, обеспечивающее устойчивость конструкции.
Ножничные подъемники функционируют таким образом: при включении привода гидроцилиндры или электромеханическая система разводят рычаги ножничного механизма, что приводит к подъему платформы с автомобилем. Опускание происходит в обратной последовательности, с обязательным срабатыванием блокировочных механизмов.
Средняя грузоподъемность устройств составляет от 2,5 до 4 тонн. Этого достаточно для большинства легковых машин и кроссоверов. Существуют также компактные модели для шиномонтажа с грузоподъемностью до 3 тонн и усиленные версии для микроавтобусов или легкого коммерческого транспорта — до 5 тонн.
Ножничные автоподъемники используются для шиномонтажа и быстрой замены колес, диагностики ходовой части, малых ремонтных операций — замены тормозных колодок, глушителя, масла, работы в условиях ограниченного пространства или мобильных мастерских. Некоторые установки встраиваются в пол, что удобно для современного сервиса и экономии места.
- компактность, можно работать даже в небольших помещениях;
- быстрый подъем и опускание;
- возможность установки на полу или встраивания в приямок;
- удобство для шиномонтажа и экспресс-обслуживания.
- ограниченная высота подъема по сравнению с двух- и четырехстоечными моделями;
- меньшая универсальность — не подходят для сложного ремонта;
- в зависимости от конструкции могут частично ограничивать доступ к днищу авто.
Сравнение автомобильных подъемников
Вид подъемника | Конструкция | Грузоподъёмность | Размеры / требования к помещению | Основное применение |
|---|---|---|---|---|
Двухстоечный | Две стойки, лапы для фиксации авто, верхняя или нижняя синхронизация | 3–5 т (до 6 т в усиленных версиях) | Требует прочного фундамента и достаточной высоты потолка | Универсальный ремонт, диагностика, шиномонтаж |
Четырехстоечный | Четыре стойки и платформа для заезда авто | 4–6 т (до 8 т для грузовых) | Занимает много места, потолок может быть ниже, чем у двухстоечных | Сход-развал, обслуживание тяжёлых авто, хранение |
С нижней синхронизацией | Две стойки, тросы/цепи в полу | 3–5 т | Удобен при низком потолке, но требует канала в полу | Ремонт легковых авто, работы с высокой крышей |
С верхней синхронизацией | Две стойки, тросы/цепи в верхней траверсе | 3–5 т (иногда до 6 т) | Требует высокого потолка, пол свободен | Универсальное СТО, диагностика и ремонт |
Ножничный | Платформа с механизмом «ножницы» | 2,5–4 т (до 5 т у усиленных моделей) | Компактный, может быть стационарным или встраиваемым | Шиномонтаж, экспресс-обслуживание автомобилей |
Типы приводов подъемников
Выбор привода напрямую влияет на удобство эксплуатации, скорость подъема/опускания и надежность оборудования.
Электрогидравлический. Работа осуществляется за счет электрического насоса, который подает масло в гидроцилиндры. Жидкость приводит в движение каретки или платформу, обеспечивая плавный подъем и равномерное опускание без рывков. Подъемники с электрогидравлическим приводом уверенно работают с большими нагрузками, предъявляют минимальные требования к обслуживанию, отличаются высокой надежностью и долговечностью, устойчивы к перегрузкам. Подходит для большинства СТО и тяжелых условий эксплуатации. Но, при этом стоят дороже, чем другие аналоги, и более чувствительны к температуре масла (зимой нужен прогрев или использование спецжидкости).
Гидравлический. Функционирует исключительно за счет гидроцилиндров и ручных насосов, встречается в подкатных и компактных моделях. Подъем осуществляется вручную или с минимальным электроприводом. Оборудование с гидравлическим приводом — идеальный вариант для небольших нагрузок и мобильного применения. Установки автономные, не подключаются к электросети, имеют простую конструкцию и низкую стоимость, отличаются высокой надежностью за счет отсутствия сложной электроники. К минусам можно отнести ограниченную грузоподъемность, медленный подъем по сравнению с электрогидравлическими моделями. Кроме того, подъемники с гидроприводом не предназначены для интенсивной работы на профессиональных СТО.
Пневматический. Работает от сжатого воздуха. Используется чаще всего в ножничных и подкатных подъемниках для шиномонтажа. Обеспечивает быстрый подъем и опускание, требует наличия компрессора достаточной мощности. Модели с пневмоприводами функционируют максимально оперативно, они просты в управлении, компактны, но зависят от стабильного давления воздуха и пневмосети, имеют ограниченную грузоподъемность, шумят при эксплуатации, нуждаются в регулярном обслуживании пневмосистемы (фильтры, смазка).
Если электрогидравлические подъемники — это самый надежный и универсальный вариант для профессиональных СТО, то ручные гидравлические модели больше подойдут для гаражей, шиномонтажа «на выезде» и ситуаций, где важна автономность. Пневматические установки лучше всего приобретать для шиномонтажных постов и быстрого обслуживания, поскольку эти варианты ограничены в нагрузке.

Четырехстоечный автомобильный подъемник на СТО | Источник: Gemini
Как выбрать автоподъемник: критерии
При покупке подъемника важно учитывать не только его конструкцию, но и технические параметры, которые напрямую влияют на удобство эксплуатации и безопасность:
Грузоподъемность. Для легковых авто достаточно моделей на 2,5–3,5 тонны. Для внедорожников, микроавтобусов и малотоннажных грузовиков — не менее 4–6 тонн. Для полноценного грузового сервиса — варианты с грузоподъемностью 6–20 тонн.
Высота подъема. Минимальные подъемники поднимают транспортное средство на 1 м, что удобно для шиномонтажа и экспресс-обслуживания. Универсальные СТО обычно используют оборудование с высотой подъема до 1,8–2 м для полного доступа к днищу.
Размеры помещения. Нужно учитывать площадь, чтобы устройство не мешало перемещению и работе мастеров. Важно проверить высоту потолков: для автоподъемников с верхней синхронизацией требуется больше свободного пространства, ножничные и подкатные варианты оптимальны для низких помещений и небольших гаражей.
Безопасность. Подъемник должен иметь сертификаты соответствия и соответствовать требованиям ГОСТ или международных стандартов. Наличие таких аварийных систем, как механические фиксаторы, аварийный спуск, защита от перегрузки, значительно повышает надежность и защищает от несчастных случаев.
Заключение
Автомобильные подъемники — это основа современного автосервиса и незаменимый помощник даже в частном гараже. Разные виды устройств отличаются конструкцией, типом привода и грузоподъемностью, что позволяет подобрать оптимальное решение для любых задач: от шиномонтажа и диагностики до сложных ремонтных работ и обслуживания грузовой техники. Правильно подобранное оборудование не только повышает эффективность эксплуатации, но и гарантирует безопасность мастеров и клиентов.
На маркетплейсе «Рывок» можно купить автомобильные подъемники по выгодной цене от проверенных и надежных производителей. Доставка заказов осуществляется по всей России.
