Виды автомобильных подъемников

Автомобильные подъемники — основа любого автосервиса и шиномонтажа. От их конструкции и грузоподъемности зависит скорость, безопасность и удобство ремонта. В материале разбираем основные типы подъемников, их устройство и назначение, чтобы помочь выбрать оптимальное оборудование для СТО, гаража или мастерской.

Автомобильные подъемники — специализированное оборудование, без которого невозможно представить эффективную и полноценную работу шиномонтажных центров и станций технического обслуживания. Устройства также востребованы в гаражах и частных мастерских, поскольку значительно упрощают работу механиков и мастеров, обеспечивая удобный доступ к узлам и агрегатам машины, ускоряя ремонт и повышая безопасность. 

Автомобильные подъемники отличаются не только техническими характеристиками, но и конструкцией. Каждый вид имеет свою сферу применения, особенности, условия эксплуатации. Именно поэтому при выборе конкретного варианта оборудования важно учитывать, для каких задач оно приобретается. 

В этой статье расскажем, какие виды автомобильных подъемников бывают, разберем преимущества и недостатки каждого, дадим полезные рекомендации по выбору.

Двухстоечный автомобильный подъемник в автосервисе | Источник: Gemini

Что такое автомобильные подъемники и их классификация

Автомобильные подъемники — это специализированное оборудование, предназначенное для подъема транспортных средств с целью проведения ремонта, технического осмотра и шиномонтажных работ. Устройства незаменимы на СТО, в шиномонтажных мастерских, частных гаражах. Дают удобный доступ к различным узлам автомобиля и повышают эффективность обслуживания.

В зависимости от конструкции автомобильные подъемники бывают двухстоечные, четырехстоечные, с нижней или верхней синхронизацией, ножничные. По типу привода оборудование классифицируется на электромеханическое, электрогидравлическое и пневматическое.

При выборе подходящего варианта устройства важно учитывать задачи и условия эксплуатации. Если, например, для шиномонтажа подойдет компактный ножничный подъемник, то для полноценного обслуживания лучше сразу приобрести двух- или четырехстоечные установки. Понимание особенностей каждого вида является важным шагом при оснащении автосервиса или гаража.

Ножничный автомобильный подъемник в автосервисе | Источник: Gemini

Виды подъемников по конструкции

Подъемники могут иметь две и четыре стойки, верхнюю и нижнюю синхронизацию. Также активным спросом у покупателей пользуются ножничные установки. Об особенностях, возможностях, плюсах и минусах каждого типа расскажем более подробно.

Двухстоечные 

Двухстоечный автоподъемник состоит из двух вертикальных стоек, закрепленных на фундаменте, между которыми располагается поднимаемое авто. Основные узлы конструкции: стойки с направляющими, подъемные каретки с лапами, фиксирующими транспортное средство за опорные точки кузова, синхронизирующий механизм (верхняя или нижняя траверса, канаты или цепи), привод — чаще всего электрогидравлический или электромеханический и система безопасности (фиксаторы, датчики блокировки).

Оборудование работает по следующему принципу: машина устанавливается так, чтобы лапы упирались в заводские точки подъема кузова. После фиксации включается привод, и каретки синхронно перемещаются вверх по стойкам, приподнимая авто. При опускании срабатывает система блокировки, которая обеспечивает плавное и безопасное движение.

Двухстоечные подъемники используются для комплексного обслуживания техники (двигателя, коробки, подвески, выхлопной системы), ремонта ходовой части, шиномонтажных работ, диагностики и осмотра. Устройства востребованы в сервисах и на СТО, где требуется универсальное решение для легковых и легких коммерческих автомобилей.

  • универсальность: подходит для большинства работ;
  • компактность в сравнении с четырехстоечными моделями;
  • удобный доступ ко всем узлам автомобиля снизу;
  • высокая грузоподъемность — от 3 до 5 тонн и более.
  • требуют надежного бетонного основания для монтажа;
  • при неравномерной нагрузке возможен перекос;
  • менее устойчивы для тяжелых внедорожников и микроавтобусов, чем четырехстоечные модели.

Четырехстоечные 

Четырехстоечный подъемник состоит из четырех массивных стоек, соединенных рамой, на которой установлены подъемные платформы или рельсы для заезда автомобиля. Комплектуется синхронизирующей системой, приводом — в большинстве случаев электрогидравлическим, устройствами блокировки и безопасности с механическими фиксаторами и датчиками.

Работает по такому принципу: транспортное средство заезжает на подъемник и фиксируется упорами колес. После включения привода платформы равномерно поднимаются на нужную высоту, создавая устойчивое положение машины. При опускании срабатывают блокировочные механизмы, предотвращающие внезапное падение.

Четырехстоечные подъемники незаменимы при обслуживании и ремонте внедорожников, микроавтобусов, малотоннажных грузовиков, других тяжелых ТС. Их используют, когда нужно отрегулировать угол установки колес (сход-развал), выполнить кузовные и диагностические мероприятия.

  • высокая устойчивость и надежность;
  • подходят для автомобилей большой массы и габаритов;
  • удобство при регулировке сход-развала;
  • меньше требований к фундаменту, чем у двухстоечных моделей.
  • занимают больше места в мастерской или гараже;
  • ограниченный доступ к колесам и подвеске (для ремонта их нужно дополнительно поддомкрачивать);
  • стоимость выше, чем у двухстоечных моделей.

Подъемники с нижней синхронизацией

Подъемники этого типа имеют синхронизирующий механизм, расположенный внизу между стойками. Связь между каретками обеспечивается стальным тросом или цепью, проложенными в напольном канале. 

Основные элементы оборудования: 

  • две стойки с направляющими;

  • подъемные каретки с лапами;

  • нижняя траверса или канал для размещения тросов и гидравлических шлангов;

  • привод — электромеханический или электрогидравлический;

  • защитные накладки для перекрытия канала в полу.

Автоподъемники с нижней синхронизацией работают так: при включении привода одна из кареток начинает подъем, и за счет системы тросов или гидроцилиндров движение синхронно передается второй стойке. Нижняя синхронизация гарантирует равномерное поднятие ТС, но требует свободного пространства на полу.

Средняя грузоподъемность устройств составляет от 3 до 5 тонн. Этого достаточно для большинства легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта. Однако использование для очень тяжелых машин, например, SUV премиум-класса, микроавтобусов или малотоннажных грузовиков, ограничено.

Подъемники с нижней синхронизацией подходят для сервисных центров с низкими потолками, так как сверху нет балки, обслуживания легковых и легких коммерческих машин, ремонтных работ, где важен свободный доступ к крыше авто, допустим, установка багажников, антенного оборудования.

  • отсутствие верхней балки — можно работать с высокими машинами;
  • удобство при монтаже в помещениях с ограниченной высотой;
  • надежная синхронизация движения стоек.
  • наличие канала или траверсы в полу затрудняет проезд и передвижение;
  • монтаж сложнее и требует подготовки пола.

Подъемники с верхней синхронизацией

В этих моделях синхронизирующий механизм расположен в верхней части — между стойками проходит траверса с тросами или цепями. Через нее осуществляется равномерное перемещение подъемных кареток. Основные элементы конструкции:

  • две стойки с направляющими;

  • подъемные каретки с лапами;

  • верхняя траверса, в которой проходят тросы и кабели;

  • привод — электромеханический или электрогидравлический;

  • система безопасности с механическими фиксаторами.

Принцип работы оборудования таков: после фиксации машины лапами подъем включается через привод. Каретки синхронно перемещаются вверх по направляющим, а верхняя траверса обеспечивает равномерность движения.

Средняя грузоподъемность подъемников с верхней синхронизацией составляет 3–5 тонн, что делает их универсальными для обслуживания легковых авто, кроссоверов и коммерческого транспорта. Существуют усиленные модели для транспортных средств массой до 6 тонн.

Оборудование востребовано при проведении диагностики и ремонта подвески, коробки передач, двигателя, шиномонтажных и сервисных мероприятиях, обслуживании автомобилей средней и большой массы. Чаще всего применяется в профессиональных автосервисах благодаря надежности и удобству эксплуатации.

  • полностью свободный пол между стойками, удобный для проезда тележек и перемещения инструмента;
  • высокая надежность и равномерность подъема;
  • меньше риск попадания грязи и влаги в механизм синхронизации.
  • ограничение по высоте — верхняя траверса уменьшает полезное пространство, что затрудняет обслуживание высоких автомобилей;
  • монтаж требует помещения с высоким потолком.

Ножничные 

Ножничные подъемники получили свое название благодаря механизму подъема — платформы поднимаются и опускаются за счет рычажных конструкций, напоминающих ножницы. Основные элементы оборудования:

  • платформа для установки автомобиля (колесная или лаповая);

  • рычажный (ножничный) механизм;

  • гидравлические цилиндры или электромеханический привод;

  • система фиксации и защиты от падения;

  • основание, обеспечивающее устойчивость конструкции.

Ножничные подъемники функционируют таким образом: при включении привода гидроцилиндры или электромеханическая система разводят рычаги ножничного механизма, что приводит к подъему платформы с автомобилем. Опускание происходит в обратной последовательности, с обязательным срабатыванием блокировочных механизмов.

Средняя грузоподъемность устройств составляет от 2,5 до 4 тонн. Этого достаточно для большинства легковых машин и кроссоверов. Существуют также компактные модели для шиномонтажа с грузоподъемностью до 3 тонн и усиленные версии для микроавтобусов или легкого коммерческого транспорта — до 5 тонн.

Ножничные автоподъемники используются для шиномонтажа и быстрой замены колес, диагностики ходовой части, малых ремонтных операций — замены тормозных колодок, глушителя, масла, работы в условиях ограниченного пространства или мобильных мастерских. Некоторые установки встраиваются в пол, что удобно для современного сервиса и экономии места.

  • компактность, можно работать даже в небольших помещениях;
  • быстрый подъем и опускание;
  • возможность установки на полу или встраивания в приямок;
  • удобство для шиномонтажа и экспресс-обслуживания.
  • ограниченная высота подъема по сравнению с двух- и четырехстоечными моделями;
  • меньшая универсальность — не подходят для сложного ремонта;
  • в зависимости от конструкции могут частично ограничивать доступ к днищу авто.

Сравнение автомобильных подъемников

Вид подъемника

Конструкция

Грузоподъёмность

Размеры / требования к помещению

Основное применение

Двухстоечный

Две стойки, лапы для фиксации авто, верхняя или нижняя синхронизация

3–5 т (до 6 т в усиленных версиях)

Требует прочного фундамента и достаточной высоты потолка

Универсальный ремонт, диагностика, шиномонтаж

Четырехстоечный

Четыре стойки и платформа для заезда авто

4–6 т (до 8 т для грузовых)

Занимает много места, потолок может быть ниже, чем у двухстоечных

Сход-развал, обслуживание тяжёлых авто, хранение

С нижней синхронизацией

Две стойки, тросы/цепи в полу

3–5 т

Удобен при низком потолке, но требует канала в полу

Ремонт легковых авто, работы с высокой крышей

С верхней синхронизацией

Две стойки, тросы/цепи в верхней траверсе

3–5 т (иногда до 6 т)

Требует высокого потолка, пол свободен

Универсальное СТО, диагностика и ремонт

Ножничный

Платформа с механизмом «ножницы»

2,5–4 т (до 5 т у усиленных моделей)

Компактный, может быть стационарным или встраиваемым

Шиномонтаж, экспресс-обслуживание автомобилей

Типы приводов подъемников

Выбор привода напрямую влияет на удобство эксплуатации, скорость подъема/опускания и надежность оборудования. 

  • Электрогидравлический. Работа осуществляется за счет электрического насоса, который подает масло в гидроцилиндры. Жидкость приводит в движение каретки или платформу, обеспечивая плавный подъем и равномерное опускание без рывков. Подъемники с электрогидравлическим приводом уверенно работают с большими нагрузками, предъявляют минимальные требования к обслуживанию, отличаются высокой надежностью и долговечностью, устойчивы к перегрузкам. Подходит для большинства СТО и тяжелых условий эксплуатации. Но, при этом стоят дороже, чем другие аналоги, и более чувствительны к температуре масла (зимой нужен прогрев или использование спецжидкости).

  • Гидравлический. Функционирует исключительно за счет гидроцилиндров и ручных насосов, встречается в подкатных и компактных моделях. Подъем осуществляется вручную или с минимальным электроприводом. Оборудование с гидравлическим приводом — идеальный вариант для небольших нагрузок и мобильного применения. Установки автономные, не подключаются к электросети, имеют простую конструкцию и низкую стоимость, отличаются высокой надежностью за счет отсутствия сложной электроники. К минусам можно отнести ограниченную грузоподъемность, медленный подъем по сравнению с электрогидравлическими моделями. Кроме того, подъемники с гидроприводом не предназначены для интенсивной работы на профессиональных СТО.

  • Пневматический. Работает от сжатого воздуха. Используется чаще всего в ножничных и подкатных подъемниках для шиномонтажа. Обеспечивает быстрый подъем и опускание, требует наличия компрессора достаточной мощности. Модели с пневмоприводами функционируют максимально оперативно, они просты в управлении, компактны, но зависят от стабильного давления воздуха и пневмосети, имеют ограниченную грузоподъемность, шумят при эксплуатации, нуждаются в регулярном обслуживании пневмосистемы (фильтры, смазка).

Если электрогидравлические подъемники — это самый надежный и универсальный вариант для профессиональных СТО, то ручные гидравлические модели больше подойдут для гаражей, шиномонтажа «на выезде» и ситуаций, где важна автономность. Пневматические установки лучше всего приобретать для шиномонтажных постов и быстрого обслуживания, поскольку эти варианты ограничены в нагрузке.

Четырехстоечный автомобильный подъемник на СТО | Источник: Gemini

Как выбрать автоподъемник: критерии

При покупке подъемника важно учитывать не только его конструкцию, но и технические параметры, которые напрямую влияют на удобство эксплуатации и безопасность:

  • Грузоподъемность. Для легковых авто достаточно моделей на 2,5–3,5 тонны. Для внедорожников, микроавтобусов и малотоннажных грузовиков — не менее 4–6 тонн. Для полноценного грузового сервиса — варианты с грузоподъемностью 6–20 тонн.

  • Высота подъема. Минимальные подъемники поднимают транспортное средство на 1 м, что удобно для шиномонтажа и экспресс-обслуживания. Универсальные СТО обычно используют оборудование с высотой подъема до 1,8–2 м для полного доступа к днищу.

  • Размеры помещения. Нужно учитывать площадь, чтобы устройство не мешало перемещению и работе мастеров. Важно проверить высоту потолков: для автоподъемников с верхней синхронизацией требуется больше свободного пространства, ножничные и подкатные варианты оптимальны для низких помещений и небольших гаражей.

  • Безопасность. Подъемник должен иметь сертификаты соответствия и соответствовать требованиям ГОСТ или международных стандартов. Наличие таких аварийных систем, как механические фиксаторы, аварийный спуск, защита от перегрузки, значительно повышает надежность и защищает от несчастных случаев.

Заключение

Автомобильные подъемники — это основа современного автосервиса и незаменимый помощник даже в частном гараже. Разные виды устройств отличаются конструкцией, типом привода и грузоподъемностью, что позволяет подобрать оптимальное решение для любых задач: от шиномонтажа и диагностики до сложных ремонтных работ и обслуживания грузовой техники. Правильно подобранное оборудование не только повышает эффективность эксплуатации, но и гарантирует безопасность мастеров и клиентов.

На маркетплейсе «Рывок» можно купить автомобильные подъемники по выгодной цене от проверенных и надежных производителей. Доставка заказов осуществляется по всей России.

Содержание

Обзоры

Оборудование для автосервиса

Подъемники автомобильные