Домкрат — это незаменимый инструмент, который используется для подъема транспортного средства при замене колес, проведении мелкого ремонта или технического осмотра. Несмотря на простоту конструкции, работать с устройством нужно осторожно и грамотно. От правильности действий напрямую зависит безопасность водителя, пассажиров и сохранность самого автомобиля. Неправильная установка или эксплуатация может привести к повреждению машины или травмам, поэтому важно знать основные правила и следовать им на практике.
В этой статье расскажем как пользоваться домкратом правильно, какие меры безопасности нужно соблюдать, на что обращать внимание, чтобы избежать травм и аварийных ситуаций.

Использование подкатного домкрата | Источник: Gemini
Типы домкратов и их конструкция
Существует несколько основных видов домкратов, которые отличаются по конструкции, принципу работы и назначению. Правильный выбор инструмента зависит от массы автомобиля и условий, в которых предполагается его эксплуатация.
Подкатной домкрат. Имеет колесики и длинную ручку, поэтому легко закатывается под транспортное средство. Работает на основе гидравлической системы: при накачивании рукояткой масло под давлением поднимает поршень. Этот домкрат удобен и требует минимальных усилий, однако он тяжелый и громоздкий, поэтому чаще используется на СТО или в гараже. Оптимален для легковых автомобилей и кроссоверов массой до 2 тонн и более.
Ромбовидный домкрат. Самый распространенный вариант в штатной комплектации автомобилей. Конструкция напоминает ромб: при вращении ручки винт разводит «плечи» механизма и поднимает платформу. Устройство легкое, компактное и удобное в применении, его можно перевозить и хранить в багажнике, единственный существенный недостаток — необходимость значительных физических усилий. Считается идеальным решением для легковых машин весом до 1,5–2 тонн.
Бутылочный домкрат. Состоит из цилиндрического корпуса и гидравлического штока, поднимающего авто вверх. Отличается высокой грузоподъемностью (от 2 до 20 тонн и более). Чаще применяется для внедорожников, грузовиков и коммерческого транспорта. Подходит для эксплуатации в условиях гаража, сервиса и во время выездных мероприятий.
Реечный домкрат. Имеет зубчатую рейку и рычаг для подъема транспортного средства. Отличается простотой конструкции и высокой надежностью, способен поднимать грузы на большую высоту. Используется в основном для внедорожников и спецтехники, так как выдерживает серьезные нагрузки. Однако не удобен для обслуживания легковых машин.
Таблица1. Сравнение разных типов домкратов
Тип домкрата | Конструкция и принцип работы | Грузоподъёмность | Удобство использования | Для каких авто подходит |
|---|---|---|---|---|
Подкатной (гидравлический) | Колёсики и рычаг, гидросистема поднимает поршень | 2–3 т (есть модели до 5 т) | Очень удобный, но тяжелый | Легковые, кроссоверы |
Ромбовидный | Винтовой механизм в форме ромба | 1,5–2 т | Компактный, но требует усилий | Легковые автомобили |
Бутылочный | Цилиндрический корпус, гидравлический шток | От 2 т до 20+ т | Мощный, компактный, но нужен ровный пол | Внедорожники, грузовики |
Реечный | Зубчатая рейка и рычаг | 2–3 т и выше | Простая конструкция, требует навыков | Внедорожники, спецтехника |
__________________________________________________________________________________________________________
Больше информации о видах автомобильных домкратов вы можете получить в статье «Виды домкратов: какие бывают».
__________________________________________________________________________________________________________
Принцип действия домкрата
Работа домкрата основана на преобразовании усилия человека в силу, достаточную для подъема транспортного средства. При этом разные типы устройств используют свои механизмы.
Гидравлический. В основу функционирования этого оборудования положен закон Паскаля: жидкость под давлением передает силу на поршень. Когда пользователь качает ручку, масло нагнетается в рабочую камеру, поднимая шток вверх. За счет этого достигается плавный и мощный подъем автомобиля при минимальных физических усилиях.
Механический. Оснащается рычажным или винтовым механизмом, который приводит в действие платформу. Например, в ромбовидном устройстве вращение ручки заставляет винт разводить «плечи» конструкции, в результате этого осуществляется движение вверх. В реечном домкрате усилие передается через зубчатую рейку и фиксируется специальным стопором. Подобные модели не зависят от жидкости и температуры.
Перед использованием домкрата нужно обязательно проверить два ключевых параметра:
Грузоподъемность. Должна быть выше массы машины. Для легковых авто обычно достаточно оборудования на 2 тонны, но для внедорожников и грузовиков выбирайте больше.
Высота подъема. Устройство должно обеспечивать достаточный зазор для снятия и установки колеса. Если высота окажется недостаточной, работа будет невозможна.

Ромбовидный домкрат под машиной | Источник: Gemini
__________________________________________________________________________________________________________
В статье «Как работает гидравлический домкрат» более подробно разбирается принцип работы домкрата и его конструкция.
__________________________________________________________________________________________________________
Техника безопасности при работе с домкратом
Применение домкрата требует внимательности и соблюдения правил безопасности, так как от этого напрямую зависит риск травмирования и сохранность транспортного средства.
В обязательном порядке выполняйте следующие действия:
Устанавливайте машину на ровную твердую поверхность — асфальт или бетон. На грунте или уклоне использовать домкрат опасно.
Перед подъемом обязательно затяните ручной тормоз, включите передачу и подложите упоры (башмаки) под колеса, чтобы исключить движение транспортного средства.
Для дополнительной защиты возьмите страховочные стойки или положите снятое колесо под кузов — это предотвратит падение авто в случае поломки домкрата.
Перед эксплуатацией проверьте устройство на повреждения и исправность механизма. Не используйте инструмент с трещинами, течами или деформацией.
Никогда не работайте под автомобилем, который держится только на домкрате. Оборудование предназначено для подъема, а не для удержания транспорта.
Шаги по использованию домкрата
Перед применением домкрат нужно правильно подготовить и установить. Только после того, как монтаж с соблюдением всех требований безопасности выполнен, можно приступать к подъему авто. Под транспортным средством важно работать аккуратно, чтобы минимизировать риск травмирования. Спуск должен быть плавным, без рывков. О каждом этапе расскажем более подробно.
Подготовка
Выполните следующие шаги:
Остановите машину на ровной твердой поверхности: асфальте, бетоне. Мягкая и неровная земля в качестве опорной поверхности не подойдет.
Включите ручной тормоз и поставьте коробку передач на «1»/«P» для АКПП.
Положите башмаки, клинья или другие упоры под колеса, которые находятся на стороне, противоположной поднимаемой.
Включите аварийную сигнализацию и выставьте знак вынужденной остановки.
Подготовьте необходимые для работы инструменты: домкрат, баллонный ключ/гайковерт, страховочные стойки (подставки), перчатки, фонарик.
Визуально осмотрите подъемное устройство. На нем не должно быть трещин, деформаций, утечек гидравлики. Не используйте поврежденный механизм.
Снимите декоративный колпак и слегка ослабьте (не откручивайте до конца) гайки крест-накрест. Делайте это на земле, пока колесо опирается на дорогу — так противодействие вращению максимальное.
Найдите точки подъема — метки на порогах, балках, подпорных площадках или усиленные участки кузова, специально рассчитанные для поднимания. Никогда не ставьте домкрат под пластиковые детали, силовые элементы подвески, распорные рычаги или кузовные панели без усиления. Если не уверены в точке — загляните в руководство по эксплуатации или посмотрите маркировку на порогах (маленькие выштамповки/выемки).
Установка и подъем
После того как машина и оборудование подготовлены, можно приступать к следующему этапу:
Разместите домкрат так, чтобы опорная пластина седла точно совпадала с точкой подъема. Для подкатной модели — задвиньте ее полностью и выровняйте по вертикали. Для бутылочного и реечного — центрируйте под точкой.
Перед подъемом убедитесь, что устройство стоит ровно и не на краю ямки/трещины. Для подкатного оборудования колесики должны быть заблокированы (если есть такая функция) или стоять прямо.
Начинайте подъем небольшими шагами, сначала до контакта седла с кузовом, затем проверьте устойчивость. При первых подъемах следите за тем, чтобы седло не соскальзывало и кузов не перекашивался.
Поднимайте до такого клиренса, чтобы колесо могло свободно сниматься — обычно 5–10 см от земли. Не допускайте перегиба/перехода гидравлического штока через максимальную высоту.
Если домкрат — ромбовидный (винтовой), подкручивайте ручку равномерно; если гидравлический — качайте рычагом плавно, не рывками.

Ромбовидный домкрат под машиной | Источник: freepik.com
Работа под авто
Придерживайтесь таких правил:
Никогда не работайте под машиной, стоящей только на домкрате. Оборудование только поднимает, но не удерживает транспортное средство.
Как только авто поднято и колесо свободно от земли, установите страховочные подставки под прочные точки рядом с местом подъема. Используйте как минимум две стойки — одну с каждой стороны для большей устойчивости.
Немного опустите домкрат, чтобы нагрузка перешла на стойки, и убедитесь, что автомобиль надежно зафиксирован: слегка покачайте машину рукой (с кузова, не под колесами) — при правильной установке транспортное средство должно стоять стабильно.
Выполняйте необходимую задачу — держите инструменты рядом с собой, не оставляйте руки и голову в зоне потенциального сжатия, избегайте резких ударов по кузову, которые могут сместить опоры. Если требуется поднять другую часть машины, повторите процедуру с новой точкой подъема и новыми стойками.
Опускание
После завершения работ выполните следующие действия:
Верните временно снятое колесо на место и закрутите гайки вручную до легкого схватывания.
Поднимите машину домкратом на 1–2 см, чтобы снять нагрузку со страховочных стоек, затем аккуратно снимите их.
Медленно опускайте машину, контролируя скорость движения (особенно для гидравлических и подкатных домкратов), спуск должен быть плавным, без рывков.
Как только колесо полностью коснется земли, закрутите гайки по звезде предварительно равномерно, затем дожмите финально. В идеале используйте динамометрический ключ и затяните крепежи моментом, указанным в руководстве транспортного средства.
Уберите все инструменты и клинья, проведите визуальную проверку — нет ли люфтов, не треснул ли обод и т.п.
Всегда сверяйтесь с руководством ТС по точкам подъема и рекомендуемому моменту затяжки.
Не используйте домкрат для ремонта машины под ней — только для подъема и установки стоек.
Не ставьте подставки на мягкую поверхность без подпорок/досок — подставка может утонуть.
Если домкрат начинает «проваливаться» или слышны странные шумы — немедленно опустите машину в безопасное место и не продолжайте работу.
Заключение
Давайте подытожим. Домкрат — простой, но крайне важный инструмент для каждого автомобилиста. Знание того, как пользоваться устройством, помогает не только заменить колесо в дороге, но и безопасно провести мелкий ремонт. Главное — соблюдать технику безопасности: использовать ровную поверхность, проверять исправность оборудования, ставить упоры и страховочные стойки. При ответственном подходе работа с любым видом приспособления становится надежной, а риск повреждений транспортного средства или травм сводится к минимуму.
На маркетплейсе «Рывок» можно купить домкраты от проверенных производителей по выгодной цене. Доставка заказов осуществляется во все регионы России.
